Балочные мосты
Основным несущим элементом балочного моста являются балки или фермы. Они работают на изгиб и передают нагрузку опорам, установленным на основании моста. Балки и фермы собираются в более крупные детали, называемые пролётами. Пролёты бывают разрезными и не разрезными, а также консольными. Разрезные пролёты каждый опираются на две опоры по краям, а не разрезные на три и более. Консольная схема предполагает вынос концов пролёта за опоры, с последующим соединением их с другими пролётами. В зависимости от назначения моста, главные балки могут иметь сплошное сечение или сквозное.
Основные материалы для возведения балочных мостов: сталь и различные сплавы, железобетон, раньше использовалось дерево.
Арочные мосты
В арочных мостах основную нагрузку несут на себе арки или, как их ещё называют своды. Фактически, арочный мост — это одна, или несколько арок, соединённых в одно целое полотном моста. Мостовое полотно может находиться над аркой, или быть подвешенным под ней. Так же были построены арочно-консольные мосты, состоящие из двух полуарок, соединённых поверху, имеющие форму буквы Т.
Отличительной особенностью конструкции арочного моста является преобразование горизонтально направленных сил в вертикально направленные. Поэтому элементы таких мостов работают преимущественно на сжатие. У одноарочных мостов вся нагрузка приходится на опоры по краям арки, а у многоарочных распределяется между опорами каждой из них.
Делают арочные мосты из стали, чугуна, железобетона или, как в древности, складывают из отдельных камней и блоков.
Висячие мосты
Висячие мосты, другое их название - подвесные, устанавливают там, где не возможно или не целесообразно устанавливать мосты с промежуточными опорами. Несущие элементы таких мостов — пилоны и, соединяющие их тросы. Пилоны устанавливаются на противоположных берегах или склонах, а между ними натягиваются основные тросы, которые продлеваются до самой земли и там закрепляются. К ним крепятся вертикальные тросы, цепи или балки, поддерживающие полотно моста. Вследствие того, что несущие элементы висячих мостов работают на растяжение и изгиб, жёсткость таких конструкций не велика. Поэтому, для укрепления полотна моста, дополнительно могут использоваться балки и фермы, распределяющие нагрузку и повышающие жёсткость.
Сталь и железобетон являются основными материалами, используемыми при строительстве висячих мостов.
Вантовые мосты
Вантовые мосты — это разновидность висячих мостов. Отличие заключается в том, что тросы (ванты) соединяют полотно моста непосредственно с пилонами или с одним, центральным пилоном, а не с горизонтальными тросами.
Подобная конструкция делает мост более жестким и устойчивым по сравнению с классическими висячими мостами.
Используемые материалы те же, что при возведении висячих мостов.
Понтонные, или наплавные мосты
Понтонные мосты — это мосты, собранные на плавучих опорах - понтонах. Они не имеют жёсткой связи с берегом и цельного жёсткого каркаса. Такие мосты, как правило, состоят из отдельных секций, скреплённых между собой подвижным соединением.
Наплавные мосты — это те же понтонные, но без опор. Плавучими являются сами пролёты моста. Используются понтонные и наплавные мосты при необходимости устройства временных переправ, однако, есть примеры функционирования подобных мостов и на постоянной основе. Возможность буксировки отдельных секций по воде и по суше облегчает и ускоряет процесс сборки такого моста, а также демонтаж и перенос в другое место.
Недостатком понтонных мостов можно назвать невозможность использования их в зимний период, когда вода скована льдом, или во время ледохода, а так же во время сильного волнения. Подобные переправы затрудняют судоходство и не могут нести серьёзную нагрузку.