Среди всех инновационных инженерных решений самой практичной и экономичной системой мостовых конструкций стали вантовые мосты. По сути, это один из типов висячего перекрытия, основа которого складывается из одного или нескольких пилонов, соединенных дорожным полотном с помощью специальных прямолинейных стальных вантов. В стандартном висячем мосте, в отличие от вышеописанного, дорожное полотно удерживается вертикальными металлическими тросами, которые закреплены на основных несущих тросах. А у вантовых мостов данные тросы соединены непосредственно с пилонами.
Пик популярности описываемых сооружений пришелся на 50-е годы прошлого века и с этого времени повсеместно используется на автомобильных трассах, когда возникает необходимость перекрыть пролет, ширина которого составляет более 300 метров. Автодорожным строителям удалось создать самый длинный мост в мире вантового типа – это Tatara, расположенная в Японии. Длина его пролета составляет 890 метров. Российское инженерное достижение в категории вантовые мосты намного скромнее. Это мост через реку Обь, сооруженный в 2001 году в Сургуте. Длина его пролета- 408 метров. Второе место в данной категории занимает мост через Неву, а третий через Москва-реку. Последний из названных - самый живописный, он расположен северо-западном районе столицы и является неотъемлемой частью нового Краснопресненского проспекта.
Как правило, в мостостроении предпочтение отдается вантовой конструкции, когда рельеф местности диктует именно такое решение. Это происходит в случаях, когда река имеет крутые берега и обладает быстрым течением. В таких условиях экономически невыгодно и небезопасно ставить большое количество промежуточных опор. Поэтому исключаются традиционные рамные и балочные конструкции. Именно ванты позволяют создавать перекрытие преграды большой протяженности, используя при этом минимальное количество промежуточных опор.