В качестве примера приведем пешеходный мост шириной 14 - 17 м в Мюнхене, соединяющий две территории Западного городского парка и пересекающий проезжую часть Средней кольцевой автодороги. В арочной конструкции с длиной пролета L = 84 м и отношением стрелы к пролету 1:13 возникают высокие нагрузки распора. В связи с этим фундамент из 66 буронабивных свай диаметром 1200 мм под устоем выполнен как подпорная стенка, передающая горизонтальную нагрузку на песчано-гравелистый грунт.
Особой задачей является сооружение путепровода тоннельного типа на эксплуатируемых автомобильных и железных дорогах при пересечении их вновь строящимися транспортными артериями. Под такие мостовые конструкции принято заранее сооружать в грунте устои и промежуточные опоры из буронабивных свай, а после разработки грунта под путепровод возводить по ним наружную облицовку. Конструкции устоев из таких свай эффективно работают в сочетании с грунтовыми анкерами, воспринимающими горизонтальные нагрузки от давления грунта. Значительные технические трудности возникают при выполнении этих работ в стесненных условиях подмостового габарита, притом без прекращения движения по магистрали и в сжатые сроки. К тому же при сооружении котлованов под путепроводы тоннельного типа в осложненных инженерно-геологических условиях приходится принимать специальные меры водонодавления, поскольку применение обычного водопонижения под эксплуатируемыми транспортными магистралями, как правило, не допускается.
Сооружение магистральных автодорог в горной местности, например трансальпийских автомагистралей, потребовало строительства протяженных противолавинных эстакад, так как в условиях лавиноопасности врезка в откосы берм под широкие проезжие части не представлялась целесообразной. Естественно, при этом возникали сложные технические задачи, связанные с устройством фундаментов опор, рассчитанных на работу в условиях схода лавин. Высокие нагрузки от лавин на опоры эстакад должны восприниматься постоянными анкерами, а значит необходимо сооружать фундаменты глубокого заложения в колодцах, заглубленных в грунт основания сквозь пласт брекчии и заанкеренных в крепкую породу для предотвращения сдвига.
В практике эксплуатации мостов на транспортных артериях нередко возникает необходимость в закреплении грунтов основания, усилении или восстановлении их несущей способности. Эти работы могут предприниматься, например, в связи с выветриванием грунтов основания под еще пригодной к эксплуатации мостовой конструкцией, с повышением эксплуатационных нагрузок вследствие интенсификации движения, в связи с мероприятиями по расширению проезжей части моста и т.д.
Особой проблемой является приспособление исторических мостовых сооружений к современным транспортным нагрузкам без ущерба для их архитектурно-эстетических качеств. В этом случае могут возникнуть сложности в связи, например, с необходимостью расширения судоходных русел, когда удовлетворительного сочетания исторической традиции и технического прогресса удается добиться лишь благодаря тесному сотрудничеству архитекторов и инженеров.
При ремонте мостов фундаменты укрепляют с помощью буроинъекционных свай или инъекций растворов в грунты основания. Инъекции под высоким давлением позволяют даже компенсировать развившиеся просадки фундаментов. Иногда аналогичные работы необходимы и при сооружении новых мостов.
Таким образом, современное мостостроение, и в частности технология устройства фундаментов мостов, ставит сложнейшие и интереснейшие технические задачи как перед проектировщиками, так и перед строителями-практиками. За последние два десятилетия было построено, наверное, больше мостов, чем за предшествующее столетие, и строительство их продолжается во всех странах мира.